7 ноября 2023 г. учащиеся 8 «В» класса средней общеобразовательной школы №3 посетили петрозаводский филиал «Музея банка России». Ребята узнали, как выглядит новая сторублëвая купюра, сколько весят пять миллионов рублей, посмотрели за работой счëтной машинки, а также приняли участие в мастер-классе по определению подлинности бумажных денег.
Маловероятно, чтобы школьники знали, для чего существует Центробанк (не каждый и взрослый-то ответит на вопрос о его предназначении). Между тем, Банк России выполняет очень важные и нужные для экономики функции: борется с инфляцией, поддерживает курс рубля, следит, чтобы коммерческие банки не нарушали закон. А ещë: "следит за чистотой денежной массы". Эдакий "денежный пылесос" получается! И открытие "музея денег" задумывалось, видимо, для того, чтобы прорекламировать это учреждение в широких массах. Сделать строгое каменное здание с массивным цоколем и высокими окнами ближе и понятнее простому петрозаводчанину.
История Государственного банка России и его представительства в Карелии относится к тому периоду, который в школе проходят ближе к концу 9 класса. Наверное, поэтому ребята оказались не готовы к двустороннему разговору. Ассигнации Екатерининской эпохи казались им гротескно крупными, а парадный мундир чиновника Министерства финансов начала прошлого века чудаковатым и каким-то театральным. Это было время, когда инкассацию осуществляли на повозках, снаряжëнных лошадьми, деньги перевозили в сундуках или квадратных саквояжах, а охранников вооружали револьверами в духе ковбойских вестернов. Для многих детей и подростков, которые мало читают и не увлекаются классическим кино, эти раритеты, увы, не представляют интереса. Как и олонецкие рубли - был такой короткий период в истории нашего края, во время революции, когда в Петрозаводске печаталась наша собственная, олонецкая, валюта. Впрочем, в обращение она так и не попала.
Со стеклянных полок смотрели на ребят чёрно-белые фотографии, "взрослые" документы и разноцветные купюры прошлых времëн - всë чужое и непонятное. "Кто хочет ответить, а почему они разноцветные? "- спросила экскурсовод, указывая на старые, ещë советские рубли. Школьники растерянно переглядывались и задëргали плечами. "А потому что - последовал ответ - не все люди в ту пору были грамотные. Вот и отличали банкноты по цвету!" Простота и гениальность решения так обескуражила участников экскурсии, что никто не догадался спросить: а сегодня-то почему банкноты розовые и зелëные, синие и оранжевые? Традиция или готовимся к новой эре безграмотности?
Кто посещал музейные учреждения, тот подтвердит - каждый экспонат в музее это отдельная история (в Национальном банке Карелии таких экспонатов насчитывается больше полутысячи). Но подростковое внимание трудно завоевать и ещë труднее удержать, и вот уже нас ведут к счëтно-сортировальной машине DLR 3700, предназначенная для пересчëта и отбраковки ветхих банкнот. Вот, где глазки загорелись у ребят! Шустро двигающиеся колëсики со стрекотом пропускали десятки сторублевых купюр, бумага шуршала и падала ровной стопкой у выходного отверстия. Оказывается, что грязные и рваные, изношенные, купюры отправляются на специальный станок в Санкт-Петербург, и там измельчаются в труху. Баночка с такими денежными обрезками (или обрубками?) вызвала у ребят неподдельный восторг! Вот так открытие! Да и когда ещë можно посмотреть на измельчëнные рубли?!
Другой оригинальный агрегат ведомственного музея - некогда популярный в советское время арифмометр "Феликс" (своего рода калькулятор из доинтернетовских времëн). Экскурсовод, конечно, в целом, объяснила, как на нëм производятся расчёты, но ребята выглядели озадаченными. Как это: крутишь ручку в одну сторону - цифры складываются, а если крутишь наоборот, то вычитаются? Забавно, что всемогущие смартфоны такого удивления у современной молодëжи не вызывают! В жизни всегда должно оставаться место для чуда!
После экскурсии (мы поменялись занятиями с другой группой) нас ждал мастер-класс, в ходе которого сотрудники банка рассказали и показали порядка десяти степеней защиты, которыми обладает российский рубль. Защитные ленты, встраиваемые в бумагу ещë на этапе еë изготовления, особая краска с особыми же физическими свойствами, микротекст, перфорация, галлографические вставки - всë это очень сложно, но дюже интересно. Всë это будет мотивировать детей постигать школьные науки, благодаря которым такой родной нам российский рубль оброс столькими "секретами". Как нам сообщили эксперты из Национального банка Карелии, рубль защищëн гораздо лучше доллара и подделывают его реже. Ну хоть по какому-то показателю мы опередили современнные США!
Экскурсия и мастер-класс заняли около пятидесяти минут. Время пролетело незаметно. Поход в музей разбавил серые будни, оставил свежие, необычные впечатления. Некоторые ребята выглядели расстроенными. Может быть, потому что хотелось узнать побольше, но все торопились и не дали задать вопрос. А, может, просто хотелось как-то закрепить полученные навыки на практике, изучить узоры на купюре с изображением Хабаровска! А в кармане, как на зло, остались только монеты на обратную дорогу.
Классный руководитель 8"В" класса, Шеков Кирилл.