«Это было мощное взаимодействие! Спасибо за необыкновенные эмоции, доверие, терпение и искренний интерес к истории нашего села»,- так отозвалась на встречу представителей школьных музеев Республики Карелия Ирина Степанова, советник по воспитанию МКОУ «Видлицкая СОШ», ставшая главным организатором принимающей стороны.
9 декабря на базе Видлицкой школы состоялся Республиканский семинар «Музейная педагогика во внеурочной деятельности: возможности, потенциал, сохранение традиций», который прошел в рамках проекта «Школьные музеи Карелии», реализуемом АНО ДПО «Карельский центр опережающего образования Смарт». Главным организатором этого мероприятия стали АНО ДПО «Карельский центр опережающего образования Смарт», МБОУ «Средняя школа № 3» г. Петрозаводска, МАУ «Центр развития образования» г. Петрозаводска и конечно МКОУ «Видлицкая средняя общеобразовательная школа» Олонецкого национального муниципального района. В прошлом году во время музейной форсайт-сессии (Форум добровольчества Республики Карелии – 26-29 ноября 2021) на базе третьей школы была создана Ассоциация школьных музеев с избранием ее председателя – Л. В. Нифантьевой.
Выездной семинар в Видлицу стал, по сути, стартом деятельности Ассоциации, которая предполагает проведение подобных семинаров в течение всего года. Кроме того, планируются совместные поездки руководителей школьных музеев и их воспитанников. Целью станет не только знакомство с особенностями музеев РК, но и организация мастер-классов в принимающей школе.
Что же показал выездной семинар музейных руководителей? Он начался с радушного традиционного чаепития с вкуснейшими карельскими калитками, с приветственного слова директора школы А.А.Степановой, а также с выступления руководителя поездки Д.О.Миролюбивой, зам директора по развитию СОШ №3, кандидата психологических наук, и методистов ЦРО и КИРО г. Петрозаводска- В. В. Черемухиной и С. А. Бачой.
Л. В. Нифантьева, председатель Ассоциации, подарила школе свой методический сборник. Далее гости - 45 человек – разделились на три группы и посетили три музейных пространства: Зал Боевой Славы, Зал истории школы и Карельскую горницу, экскурсии по которым провели старшеклассницы. Очень впечатлило гостей посещение Карельской избы и ее хозяйка Надежда Пашкова, которая на высшем уровне продемонстрировала методику музейной педагогики. Как сказала Д.О.Миролюбова: «Вот так мы должны погружаться в свой предмет: видеть историю региона и страны в каждой вещице и учить видеть своих учеников».
Во время путешествия по памятным местам села были поражены количеством памятников, посвященных военным событиям! Только на одном месте располагается три памятника. Один посвящен землякам, вернувшимся с войны и закончившим свой жизненный путь в мирное время, другой посвящен местным жителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной, третий мемориал посвящен воинам-защитникам Видлицы. Местные жители его называют «1242». Именно столько солдат и офицеров, погибших здесь в годы войны, похоронено в братской могиле.
Каждый год на этом берегу работают поисковики. И каждый год они находят останки десятков бойцов Красной армии, оставшихся лежать в этих лесах навечно. Несмотря на сильную метель, мы не только побывали на берегу Ладоги, где высаживался десант Ладожской флотилии в 1944 году, но и постояли у памятника Воину-десантнику.
Продолжилась работа семинара в Олонецком национальном музее, где прошел круглый стол, проведенный Д.О.Миролюбовой, и обзорная экскурсия Беляниной С.В., покорившей нас не только профессионализмом и погружением в историю, но и удивительным артистизмом и любовью к своему делу. А также Олонецкий музей, по отзывам участников, «поразил новым построением музейного пространства - необычным и современным!»
Таким образом, выездной семинар, как отметили его участники, - это прекрасная возможность лучше познакомиться с различными уголками нашей республики, с особенностями провинциальных школьных музеев, это возможность чему-то научиться, а может, и научить. И еще из отзывов коллег: «Очень познавательная, теплая и интересная поездка»; «Особая благодарность Видлицкой школе за их радушный прием и неравнодушное, трепетное отношение к своему делу и истории своего края»; «Такие познавательные поездки – отличное средство против эмоционального выгорания педагога». «Поездка показала, как богата Карелия: своей историей, природой, героями!»
Нифантьева Л.В.